вторник, 8 июля 2008 г.

Нечестная честная конкуренция

Вот интересная штука - конкуренция на рынке товаров и услуг.
Возьмем товары. Все казалось бы просто - есть товар, обладающий определенными характеристиками. И эти характеристики будут одинаковыми, где бы мы этот товар не купили. И если товар нам до сих пор не знаком, допустим выбираем себе модель телевизора, то обязательно захотим во всех его свойствах разобраться, посмотреть-пощупать и убедиться лично, что он - лучший на рынке. А только потом купить. И здесь начинается самое интересное. Посмотреть на товар вживую мы можем только в крупных магазинах электроники, сравнить с аналогами, получить консультацию продавца. Специализированные show-room производителей я в расчет не беру, т.к. во-первых это явление достаточно экзотическое, во-вторых там будет явно представлена номенклатура только одного производителя, а показаны на тестах только самые выигрышные и сильные стороны.
Ну а где можем купить? Да где угодно. И часто делаем выбор в пользу какого-нибудь интернет-магазина или склада-магазина, где цены, по сравнению с обычным магазином гарантированно ниже. Так что же получается? Идем, нахаляву получаем консультацию у продавца, щупаем, пачкаем где-нибудь в гипермаркете электроники, а потом разворачиваемся и покупаем выбранное в интернет-магазине, у которого всего-то и издержки, что премиальный аккаунт на народ.ру, и которому не надо арендовать площади под выставочный зал, платить зарплату и обучать продавцов, выкладывать "витринные" образцы и пр.
Т.е. интернет-магазин однозначно выигрывает ценовую войну у розничного ритейлера в нечестной конкурентной борьбе. А если выиграет? Куда мы пойдем выбирать телевизор, утюг или автомобиль? На интернет-сайты производителей: сравнивать картинки дизайнеров в палитре собственного монитора?
От такого расклада, если он случится - проиграют все, и мы - покупатели, не в последнюю очередь. В чем же выход? Сейчас розничные "реальные" магазины пока держутся за счет крупных закупок и соответствующих оптовых скидок, прибавим сюда еще их оптимизированную логистику. А также за счет сравнительно невысокой интернет-грамотности населения, что обеспечивает им какой-никакой, а все же поток покупателей. Ну и еше части покупателей бывает нужно "срочно" (прошляпили с подарком) или просто жалко времени на поиск и заказ через интернет: выбрали и сразу купили, плевать что дороже. Для мелких точек вроде "горбушки", эти факторы - так вообще единственный залог выживания.
Но со временем люди по-привыкнут к интернету. И пусть множество интернет-магазинов пока не могут похвастаться таким оборотом как крупная оффлайн-розница, а потому пока не претендуют на сходные условия оптовых поставок со стороны производителей, не могут иметь собственную мощную логистику. Но со временам будут вырастать крупные игроки и на online-рынке, перетягивая на себя все большую часть нас - потребителей. С ростом будут решаться и многие проблемы, снижающие привлекательность сервиса. Например, это доставка товара к определенному времени.
В Америке, уже давно большая часть населения совершает покупки через интернет, только способствуя растущей "виртуальной" капитализации таких компаний, привлекающих еще большие инвестиции ("виртуальность" капитализации уже относится к понятию "дот комов", бум и последующий крах которых США уже переживали. Сейчас история повторяется, но это отступление). США вообще имеет схожий опыт в торговле "по почте", потому и интернет-торговля там так "пошла". У нас история чуть печальнее, и потому у людей пока есть недоверие к интернету.
Я думаю, крупные оффлайн игроки со временем переедут в онлайн. Вялотекущая тенденция и подготовка к тому уже наблюдается: практически у всех крупных ретейлеров есть интернет-магазины. Цены в которых, пока выше их прямых конкурентов на том же поле (т.е. классических интернет-магазинов). Но это пока, пока еще можно зарабатывать только в оффлайне и силен их бренд.
Вторая тенденция (она давно явно стала мировой), это переливание всей розничной торговли в формат гипермаркетов широкого профиля, т.е. объединение крупных и дорогих товаров с товарами массового потребления, обеспечивая магазину прибыль на обороте, т.е. размазывая издержки по широкой номенклатуре и большому количеству товара, основная массовая доля которого - быстрооборачиваемая. Эта тенденция тоже приводит к деградации возможностей "тестирования" незнакомого товара, консультациям специалистов и пр.
Но мы-то за технологии! А еще мы - потребители, а значит: за осознанный выбор. Так как же совместить несовместимое?? Если держать центры продаж станет невыгодно, то как выбирать перед покупкой??
Выход видится в появлении третьей стороны. Независимой от продавцов и производителей. Это институт тестирования и потребительского анализа. Давайте фантазировать, как это.
Представим центр электроники. Основная функция которого - не продавать, а рассказывать потребителям о характеристиках товара и его аналогах, давать сравнительные характеристики, но не агитируя за конкретную модель. И сотрудники центра обучены не искусству продаж, а техническому русскому языку и имеют инженерную подготовку. За спиной центра - тестовая лаборатория, разработанные методики и критерии сравнения и выставочные образцы, предоставленные производителем. Здорово, скажете вы, но это же утопия! А как центр будет зарабатывать? На что арендовать выставочные площади, откуда брать образцы техники? Фантазируем дальше. Интернет чем и привлекателен, что стирает барьеры выхода на рынок. Значит и игроков будет - миллион. А как интернет-магазину найтись в паутине?? Низкие цены и репутация среди двух покупателей - что это значит, если о вас никто не знает?
А вот наш выставочный зал вполне себе может дать возможность интернет-магазинам о себе заявить. Как? Рекламой на собственных рекламоносителях (внутри залов демонстрации, на собственном транспорте доставки к центру, на интернет-сайте с результатами тестирования и отзывами пользователей и т.д. и т.п.) - раз. Предоставив людям сервис поиска наименьшей цены или по предоставляемому сервису (например, той же доставки к сроку или бесплатному недельному мани-бек) и беря агентские комиссионные с магазина, где покупка была совершена - два! А где два, там найдется и три, и четыре.
С выставочными экземплярами - еще проще! Производителям тоже надо продавать свой товар, а значит нужно, чтобы люди его видели не только на экранах телевизоров. Т.е. производители сами не в последнюю очередь заинтересованы в организации такого "выставочного центра", будут активно помогать и наблюдать за тестированием. Ведь никто не выпускает на рынок заведомо неудачную или проигрышную модель. У производителей своя конкуренция: кто-то преуспел в одном, за то кто-то - переплюнул в другом. И нельзя сказать: берите SONY, или FORD! Выбирает потребитель по совокупности качеств, и каждый делает свой, отличный, выбор. А потому совсем не исключена, а даже очень вероятна финансовая поддержка такой организации со стороны производителей.
Кто-то скажет: "Не понятно. Ведь экономика стремится к оптимизации? А здесь мы получаем те же демонстрационные залы, пусть не продающие напрямую. Те же интернет-магазины. В чем выгода по сравнению с существующей схемой и структурой розничного рынка, почему так должно случиться?"
Все просто - сейчас есть множество ритейлеров, которые конкурируют между собой, конкурируют в различных сегментах рынка. И свои магазины располагают по принципу максимального потока потенциальных покупателей. В нашей схеме конкуренция между "выставочными" центрами - вряд ли возможна, слишком тесен и узок такой рынок. А вот держать по одному центру рядом с каждой станцией метро - уже не будет необходимости. И вместо 500 крупных магазинов электроники по всей, скажем, Москве, останется 50 центров на весь город, раскиданных по территориальному принципу. И одна тестовая лаборатория. На всех, может даже на всю страну. Вот и оптимизация издержек в макро-разрезе экономики вопроса.
И, главное, создаются условия для действительно честной и равной конкуренции между игроками розничного рынка товаров "немассового" потребления. Причем не за счет директив правительства, а чисто экономическими "естественными" методами.
Но наша задача - не бизнес-план будущего центра, а потому на этом остановимся. Если жизнь развернется так, как мы нафантазировали, найдутся люди, которые воплотят и эти фантазии в жизнь и заставят их приносить деньги.
Но это все в будущем, а пока... Идем магазин, мучаем мальчика-продавца и домой...ждать курьера!

Вот такая интересная картина жизни. С услугами еще интереснее, правда уже совсем в другом аспекте нечестной честной конкуренции. Но об этом отдельно.