воскресенье, 6 июля 2008 г.

коммерция vs этика

Преамбула.
Есть у нас пациентка - бабушка лет 70. В свое время поставили ей два съемных протеза, самых дешевых, так как денег не было (около 9 тыс. за пару, да еще и скидку хорошую сделали как пенсионерке). Врач, который ставил протез, уже в клинике не работает. Хотя (об этом позже) до сих пор поддерживаем прекрасные отношения.
История.
Приходит бывшая пациентка на консультацию к другому нашему доктору-ортопеду. Девчонки-администраторы "скосячили" и не сказали, что это наша клиентка. Т.е. пошла как "первичка".
Звонок директору от ортопеда. Мол так и так, пришла бывшая клиентка - отломился один из "кламмеров" (замок, который держит протез во рту). Сам рассказывает: "это такая ужасная работа: зубы разного цвета, на протезе трещина, такие протезы только в бесплатных поликлиниках видел и т.п.". Дальше выясняется, что все это он также объявил бабушке, предложив вместо этих протезов поставить нейлоновые (стоимостью ~65 тыс. рублей). Бабуля соглашается: можно подумать, но только в зачет стоимости старых, которые здесь же год назад ставила. Ну т.е. момент истины. И теперь доктор звонит спрашивать, что делать, "я даже не думал, что такой протез могли здесь поставить!"
Бабушку отпустили, а сами стали разбираться. Т.е. информация "об ужасном качестве" никак не вязалась с личностью прежнего доктора (который эти протезы установил). У того уж и пациенты рады скорее сбежать, но - нет, не отпустит, скорее сам умрет - но сделает так, чтобы быть уверенным в качестве на 100%! Не на 99,999, на все 100! И не важно, что за работа и что за пациент.
Стали рождаться в голове всякие схемы, вплоть до того, что эта бабушка - вовсе не наша пациентка, а ее подруга, которая пришла со своими сделанными где-то в поликлинике протезами, выдает их за нашу работу и хочет нахаляву переделать... Бред, но и подобные случаи были. Еще и телефон "настоящей" пациентки не отвечал на протяжении 4х дней, что мы пытались дозвониться. Ортопед вспоминает, как она себя "виновато неуверенно" вела на приеме, не настаивала на браке и т.п. В общем, готовимся к раскрытию заговора. На время записи бабули вызвали прежнего доктора, чтобы устроить разоблачение на очной ставке.
Развязка.
Пришла пациентка. Приехал прежний доктор, даже без вопросов приехал. Самому, говорит, интересно, что за случай. Заходит перед приемом к нам, подтверждает, что это бубушка - действительно его пациентка. Расстроены, как же, думаем, ты мог так работать, гад! Доктор пошел на осмотр.
Мы наблюдаем через камеру. Обычный такой прием. Что-то рассказывает, показывает. Потом снимает слепки, прием окончен. Выходит. Расстроен.
"Понятно," - говорит, - "Никто не хочет на халяву пальцем шевельнуть". Ситуация - выеденного яйца не стоит. Бабушка, видимо, грызла что-то твердое, сломала кламмер и пришла чинить. Понятно, сам никто не сознается, однако вину за собой на приеме у "нового" доктора чувствовала, чем только навлекла на себя дополнительную порцию подозрений.
Реальная проблема - "ноль", доктор говорит, - "Снял слепки, техники починят протез за два часа, в следующий прием вернем на место как новый. Никаких разноцветных зубов, говорит, я там не заметил".
Я (автор) этот протез видел, правда не во рту у пациентки. Хороший такой протез, симпатичный. Ничего особенного.
Вместо заключения.
На первый взгляд ситуация понятна как белый день. Новый доктор, не зная, что пациентка пришла с рекламацией, начал стандартную процедуру "продажи товара". И переступил грань. Не плюй, говорят, в колодец - вылетит, не поймаешь!
А когда охаял чужую работу, уже и отступать неудобно, пошел до конца, на принцип. Нет, конечно, его задача, продать пациенту новые протезы: какой смысл предлагать чинить старый, тем более такой "бюджетный"? Денег это не принесет, за то геморроя не оберешься. Все понятно и это законы коммерции.
Но что-то мне подсказывает, что все здесь не так однозначно. И есть изъяны морали со стороны обоих докторов. Один не слишком лестно отозвался о работе коллеги (пусть и неизвестного коллеги, как он думал изначально). А второй... Скорее всего были основания для нелестного отзыва. Конечно не такого резкого, но дыма без огня - сами знаете.
Проза жизни.